Записки иммиграционного консультанта. Настоящее и будущее программы EU Blue Card

Tелефон: +7 495 741 1879

Viber, WhatsApp: +39 331 4835938

E-mail: info@dv-consulting.net

В 2009 году власти ЕС приняли директиву, регулирующую права высококвалифицированных специалистов — граждан третьих стран при их трудоустройстве в странах Евросоюза (получившую название EU Blue Card, Директива 2009/50).

Авторы рассчитывали, что «голубые карты» будут способствовать созданию  привлекательных условий, стимулирующих «лучших из лучших» к поиску работы в ЕС. Однако, ожиданиям не суждено было сбыться.

По данным авторитетных источников в 2014 году 25 стран ЕС — участников директивы (Дания, Ирландия и Великобритания не принимали и не принимают в ней участие), выдали 13 612 разрешений EU Blue Card. Но в том же 2014 члены ЕС одобрили в общей сложности более 500 тыс. разрешений на работу.

В целом картина не изменилась и в последующие годы: ежегодное количество «выпускаемых» голубых карт составляло и составляет всего лишь несколько процентов от общего числа разрешений на работу.

Анализ результатов деятельности иммиграционных властей вплоть до конца 2017 показал, что «голубые карты» часто используются не только и не столько для привлечения новых специалистов, сколько конвертации уже существующих ВНЖ.  Так, например, согласно неофициальным источникам, большинство «голубых карт», выпущенных в Германии, были предоставлены гражданам третьих стран, ранее трудоустроенным на территории страны.

Многочисленные эксперты неоднократно заявляли, что директива EU Blue Card требует существенной корректировки. На чем же «могут сойтись» авторы изменений в канун 2018 года?

Первое и самое главное, EU Blue Card должна стать обязательной программой для всех стран ЕС, включая, например, Австрию и Францию, где национальные альтернативные программы пользуются большей популярностью ввиду щадящих условий как для работодателей, так и работников (по сравнению с EU Blue Card). Однако, добиться консенсуса по данному вопросу будет весьма непросто, так как отказываться от национальных программ власти указанных стран не собираются.

Далее, в соответствии с действующей Директивой, держатель EU Blue Card может переехать в другое государство после 18 месяцев легального трудоустройства в стране первоначально выдавшей  EU Blue Card, и подать заявку на получение второй карты либо еще находясь в первом государстве  или в течение месяца после переезда на новое место жительства.

Изначально данная «конструкция» рассматривалась как чрезвычайно привлекательная для высококвалифицированных специалистов, стремящихся найти свое место на рынке труда ЕС. Однако, на практике, получить вторую карту при смене места жительства оказалось весьма проблематично. Выяснилось, что отсутствуют согласованные межгосударственные механизмы замены голубых карт.

Новая редакция Директивы предусматривает разработку такой процедуры. Одновременно ожидается принятие уточнения, сокращающего время первоначального трудоустройства с 18 до 12 месяцев. При этом минимальный срок трудового контракта (когда речь идет о его длительности после переезда в новую юрисдикцию) может быть изменен с 12 на 6 месяцев.

Важным аспектом является предложение разрешить лицам, получившим EU Blue Card, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью (параллельно с работой по найму).

Одним из краеугольных камней программы EU Blue Card является размер зарплат, выплачиваемых держателям «голубых карт». Опыт Германии на практике продемонстрировал, что дифференцирование зарплат для различных категорий высококвалифицированных специалистов позволяет существенно  увеличить число соискателей. С другой стороны, опыт Италии, где размер зарплат не менялся с момента введения системы и является одним из наиболее низких, указывает на то, что зарплата не является единственных фактором, сдерживающим развитие программы.

Очевидно, что обновленная Директива должна предусматривать гибкую систему назначения минимальных зарплат для соискателей в различных странах. Но понимания каким образом может быть обеспечена «такая гибкость», у властей не существует.

И последнее, опрос респондентов показал, что о программе трудоустройства высококвалифицированных специалистов в странах ЕС, знает порядка 55% лиц, интересующихся получением работы и отвечающих требованиям Директивы. Поэтому продвижение «идей» EU Blue Card представляет отдельную и актуальную задачу.  Так если в Германии программе «голубых карт» уделяется пристальное внимание, то и количество выдаваемых карт существенно превышает показатели других стран.

В целом, большинство экспертов имеют единую точку зрения: откладывать ревизию Директивы, не имеет смысла, но удасться ли договориться странам участникам между собой в следующем году покажет только время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.